Светофильтр — убийца желе!

Светофильтр — убийца желе!

Пилоты которые занимаются видеосъёмкой с воздуха ведут постоянную борьбу за качество изображения. И один из основных противников в этой борьбе — это эффект ЖЕЛЕ (JELLO) или более русское название — ХОЛОДЕЦ.

Эффектом желе называют волнообразные искажения по всему экрану, вызванные вибрацией камеры. При этом частота вибрации неприятно накладывается на частоту кадров камеры. На фото вы видите пример такого искажения.

Первопричина этого эффекта, конечно, заключается в вибрации, а она, в свою очередь, возникает от вращения неидеально отбалансированных пропеллеров и моторов. А теперь, когда мы знаем причину этого эффекта, давайте изучим методики борьбы с ним, придуманные нашими с вами коллегами за долгие годы авиамоделирования.

Борьба с первопричинами вибрации

балансировка на станке

Прежде всего необходимо балансировать пропеллеры. Для этого они закрепляются на каком-нибудь приспособлении, которое позволит ему свободно поворачиваться вокруг своей оси вращения. В идеале лучше купить для этого специальный балансировочный станочек с магнитной подвеской, которая сводит трение почти до нуля (см.фото). При таком креплении легко определить какая часть пропеллера тяжелее, и для компенсации дисбаланса либо счищают наждачной бумагой более тяжёлую часть (снизу лопастей), либо утяжеляют лёгкую часть (сверху лопастей) например суперклеем и содой. Также не забывайте проверять балансировку области пропеллера вокруг вала крепления — эта часть пропеллера тоже бывает неотбалансирована. Это проверяется в положении пропеллера, когда одна лопасть находится вверху а другая внизу. Идеально отбалансированный пропеллер сохраняет своё состояние покоя на станке в любом положении. Отмечу также, что более дорогие и фирменные пропеллеры менее нуждаются в ручной балансировке чем дешёвые.

В редких случаях, когда балансировка пропеллеров не помогает, баласируют также и двигатели, но процедура более сложная, и как правило двигатели с завода отбалансированы хорошо, поэтому эту процедуру подробно рассматривать не буду.

Бороться за идеальную балансировку можно долго и упорно, но я уверен что действительно идеальными результатами в этой области может похвалиться только аэрокосмическая промышленность. А поэтому нужно применять и другие методы борьбы с вибрациями:

Снижение передачи вибрации на камеру

Вы уже наверняка помните, что для снижения влияния вибрации на акселерометры полётного контроллера мы использовали специальную виброгасящую подставку. Аналогичные устройства применяют и для гашения вибраций камеры! Как правило это резиновые или силиконовые гасящие демпферы разной жёсткости вставленные между опорами камеры и коптера, однако некоторые энтузиасты заменяют их на согнутые велосипедные тормозные тросы, и утверждают что результат гораздо лучше!

Также, в редких случаях используют виброгасящие проставки под двигатели, но опять же, из-за их редкого использования мы их рассматривать не будем.

Программные способы борьбы с эффектом желе

Многие пилоты сообщали об успешном уменьшении или даже ликвидации эффекта желе за счёт настроек камеры: изменение разрешения съёмки, а чаще — изменения частоты кадров. Как правило, у людей пропадало желе когда они увеличивали частоту кадров с 30 до 60 fps.

Оптические способы борьбы

До того как я увидел в сети вот это видео автора Ingwar Ph, я не знал что с желе можно бороться при помощи светофильтров, тем более таких колхозных! Я перепробовал все вышеуказанные способы (кроме частоты кадров 60fps, потому что моя камера их не поддерживала), но полностью убрать желе не удавалось.

Суть метода проста: из старых солнцезащитных очков (желательно поляризованных) вынимается стекло, из него колхозится затемняющий светофильтр. Светофильтр надевается на камеру. А экшн-камера, не имея возможности изменить диафрагму, при меньшем количестве света вынуждена увеличить выдержку съёмки. В результате увеличенной выдержки получаем отсутствие эффекта желе, и как дополнительный бонус более высокое качество съёмки и красивые эффекты при съёмке воды.

В качестве примера предлагаю посмотреть два видео, которые снимались одной и той же камерой на одном и том же квадрокоптере с разницей меньше недели. Первое без светофильтра, второе с ним! Причём оба видео снимались с трёхосевым подвесом и подверглись последующей стабилизации ютубом.

Разницу в эффекте желе оцените сами!

 

 

Оставьте комментарий