В сентябре Государственная комиссия по радиочастотам приняла предложение Белорусской федерации беспилотной авиации (БФБА) о послаблениях для владельцев дронов и поднятии максимальной допустимой мощности для аппаратов. Это касается только тех авиамоделей, которые состоят на учете в БФБА. Заместитель председателя БФБА Глеб Бондарик рассказал корреспонденту Onliner.by, сколько будет стоить регистрация, куда пойдут деньги и о запретных зонах для беспилотников.
— 13 сентября состоялось событие, которого ждали все пользователи беспилотников. Полгода мы его выхаживали, посещая чиновников, доказывая полезность беспилотников для экономики страны. В Государственном совете по радиочастотам удовлетворили нашу заявку по частоте пропускания 2,4 ГГц, увеличили мощность по ней до 100 милливатт, а также по частоте 5,8 ГГц до мощности 25 милливатт. По последнему пункту мы даже опередили РФ. Там для гражданских эта частота пока закрыта.
Фундаментальный вопрос решен. 99% беспилотников, которые находятся в пользовании гражданских лиц, используют две эти управляющие частоты. Это был своего рода компромисс, согласно которому на нас возложили учет пользователей и учет самих беспилотных летательных систем.
В каком правовом поле находятся беспилотники?
— Существует 81-й указ об авиамоделях, под который мы сейчас подпадаем. Считаем, что дрон — это авиамодель, летаем на высоте до 100 метров в пределах прямой видимости.
Проблема в том, что этот указ не оговаривает регламент видеосъемки и категорически не дает возможности заниматься коммерческой деятельностью. А потому мы сейчас упираемся во внесение поправок в Воздушный кодекс. Наша задача — вывести беспилотные системы весом до 25—30 кг из описания Воздушного кодекса.
Мы можем признавать эту систему авиамоделью, так как другого описания попросту нет. Если мы называем ее беспилотником, то она подпадает под описание Воздушного кодекса. Беспилотник — летательный аппарат без человека на борту. И все. Никакой весовой градации нет. Получается, что даже 15-граммовый коптер де-юре является воздушным судном. А потому для его эксплуатации нужно получить как минимум три сертификата: сертификаты летной годности и воздушного персонала, а также сертификат эксплуатанта, если собираемся заниматься коммерческой деятельностью.
К тому же надо внести наше судно в реестр воздушных судов. Пока ни одного Phantom 4 там нет. Получение таких сертификатов — это десятки тысяч долларов. Для Boeing — это нормально, но для любительского дрона — это смешно.
А потому федерация занимается выведением из описания Воздушного кодекса систем массой до 30 кг и описанием их иными нормативно-правовыми актами, введением нового термина — малый гражданский беспилотник. Потому как у дронов сейчас есть признаки БПЛА — наличие системы автоматизированного управления, возможность летать не в пределах прямой видимости.
Какие есть подводные камни в аэросъемке с дронов?
— Согласно Воздушному кодексу и инструкциям к нему, мы должны получать разрешение на аэросъемку в Министерстве обороны. На самом деле это несложно. Профессиональные операторы беспилотников обращаются туда за несколько рабочих дней и получают разрешения на продолжительные сроки. Но есть одна загвоздка: в течение 7 рабочих дней надо передать отснятый материал на экспертизу военным. Из этого следует, что любая прямая телевизионная или онлайн-трансляция является незаконной. Под удар попадает не только тот, кто снимает, но и тот, кто размещает такой материал. Это большая проблема, которую мы сейчас оговариваем с Министерством обороны.
Пускай у нас есть согласования от Минобороны, у нас есть свидетельство федерации, мы зарегистрированы и легально пользуемся частотами. Но мы не имеем право брать деньги. Как только мы пишем «аэрофотосъемка», попадаем под наказание за незаконное использование воздушного пространства и незаконное предпринимательство. Впервые этот вопрос подняла транспортная прокуратура, так как де-юре пользователя беспилотной системы контролирует Транспортная инспекция.
Нас услышали, поняли. Мы подходим ко всему поэтапно. Без первого кирпичика в виде разрешения на радиочастоты не стали бы решаться другие вопросы. Потому что, если эти системы не выведут из описания кодекса, то будет похоронена зарождающаяся индустрия по использованию дронов.
Собираются ли регулировать скопление дронов на массовых мероприятиях?
— Такая проблема есть. Из-за большого количества подрядчиков и любителей на массовых мероприятиях в небе начинается неконтролируемое движение дронов. Мы предлагаем назначать руководителя полетов, который за сутки будет проводить совещание и согласно режиссуре мероприятия будет раздавать секторы, высоты. Вплоть до таких мелочей, чтобы одевать операторов дронов в яркие жилеты.
Мы настроены не на ограничение прав, а на обеспечение безопасности. Я как профессиональный пользователь более пяти лет использую беспилотники и вижу, как стремительно растет их количество в небе. Мы все используем одни и те же высоты, есть реальная проблема столкновения. На массовом мероприятии это чревато травмами для зрителей.
Проблемы с перемещением беспилотников через границу
— Перемещение беспилотников через границу — болезненная проблема. Есть постановление о специфичных товарах. Де-юре в списке есть и беспилотные системы. Отменить это невозможно, а потому мы хотим гармонизировать отношения с ГТК и Военпромом. От имени федерации мы будем проходить процедуру по идентификации наиболее популярных моделей беспилотников. В дальнейшем попытаемся отменить эту процедуру для беспилотных систем весом до семи килограмм.
Многие юридические структуры проходили подобную процедуру. Но справка выдается только на одного человека, организацию или ИП. Мы пройдем эту процедуру от лица федерации, и любой наш член с беспилотником сможет пересекать границу беспрепятственно. Ведь основная идея федерации заключалась в том, чтобы упростить взаимоотношения граждан с беспилотниками и государства.
Я декларировал дроны раз 10 при пересечении границы. И вопросов не возникало. Но вот ехал знакомый с DJI Mavic, заполнил декларацию, а его не выпускают. Пришлось ехать в Брест и искать, куда бы пристроить на время свой дрон.
Сколько стоит регистрация?
— Регистрация началась. Членские билеты уже выдаем, со следующего года будем их перерабатывать, внедрять RIF-метку, чтобы карточка могла хранить дополнительную информацию. Вступительный взнос и годовой — одна базовая величина.
Мы общественная организация. Членские взносы будут идти на функционирование федерации, изготовление меток, билетов, создание веб-сайта. Да и работа юристов… Каждая бумажка денег стоит. К тому же в задумках создание профессиональной трассы для дрон-рейсинга, к которой любой желающий смог бы иметь доступ.
На все свои беспилотники член федерации получает специальную полимерную марку, которая не промокает и не переклеивается. Если вдруг дрон разбился, то дополнительную марку можно будет получить в федерации. Честно скажу, что мировой практики, на которую можно было бы опираться, нет. Но даже в Европе приходят к мысли о необходимости маркировки дронов. За незаконные полеты там предусмотрены штрафы, а в отдельных странах — и уголовная ответственность.
Федерация — это не только метки. Наш телефон работает практически круглосуточно, и любой владелец дронов может позвонить и проконсультироваться по оборудованию, вопросам эксплуатации, правовым вопросам.
Закрытые для полетов зоны
27 сентября этого года Министерство обороны опубликовало перечень зон, запрещенных для использования авиамоделей. Довольно объемный перечень с 80 зонами представлен в виде географических координат и радиусов. В них попадают белорусские границы с Евросоюзом и Украиной, а также большие зоны у крупных белорусских городов.
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Александр Ружечка.
Источник: Онлайнер бай.
К слову, можем порекомендовать вам удобную для просмотра онлайн-карту бесполётных зон!